Вернуться к списку публикаций
"По горячим следам катастроф"
"Московская перспектива" № 14 от 9 апреля 2002 года
Стройка, как известно, традиционно считается зоной повышенной опасности. Здесь ЧП не редкость. А в экстремальных ситуациях главное - оперативность, ведь зачастую не часы, а минуты решают все.
Не случайно в декабре прошлого года по инициативе мэра Москвы Ю.М.Лужкова и в соответствии с указанием В.И.Ресина, при государственном унитарном предприятии "Информационные технологии, инжиниринг и связь" КАСРР появилась новая служба: информационно-аналитическое обеспечение аварий и чрезвычайных ситуаций в строительном комплексе города. Цель ее создания - предоставить руководству КАСРР объективную оперативную информацию с мест происшествий для принятия необходимых мер по их ликвидации.
Уже в первый год работы служба зафиксировала более ста крупных аварий, каждая седьмая из которых связана с травматизмом и гибелью людей. Наиболее распространенными из них (25 процентов) стали обрушения стен и перекрытий домов, чаще всего при ремонтах и перепланировках ветхого жилья. Крупных повреждений инженерных коммуникаций зарегистрировано 13 процентов, столько же провалов грунта. Каждая восьмая авария связана с эксплуатацией грузоподъемных механизмов.
Причем в строительных организациях КАСРР допущено в 1,5 раза меньше аварий и ЧП, чем в организациях, не входящих в состав комплекса. Это дает основание предполагать более низкий уровень организации работ, культуры строительства и охраны труда в сторонних организациях.
Как показала практика, наибольшее количество происшествий на строительных площадках города приходится на весну: только в марте 2001 года зарегистрировано 19 процентов аварий от общего числа! Опыт свидетельствует о том, что основными причинами несчастных случаев являются нарушения технологии производства работ, пренебрежительное отношение к мерам безопасности, низкая квалификация рабочих, недостаточная требовательность должностных лиц - ответственных за проводимые работы. В 86 процентах происшествий пострадавшими становятся иногородние рабочие, приехавшие в Первопрестольную на заработки. Они, как правило, плохо обучены специфике многих строительных работ, да и сам труд в стесненных условиях сложившейся застройки огромного мегаполиса для них непривычен. Потому и являются они особой "категорией риска" на стройке. И это при том, что учебные комбинаты строительного комплекса работают в области подготовки и переподготовки кадров вполсилы. И не по своей вине. Ясно, что руководителю строительства тратиться на подготовку временного рабочего невыгодно. А подобная экономия нередко, что называется, боком вылезает: затраты на ликвидацию аварий и компенсационные выплаты при потере трудоспособности выливаются в довольно значительные суммы.
При сборе информации строительная служба "чрезвычайных ситуаций" неизменно взаимодействует с Московским городским центром управления в кризисных ситуациях и оперативно-распорядительным Управлением мэра и премьера Правительства Москвы под руководством С.И.Веселовского. "Чрезвычайщики с Трехпрудного переулка" знают обо всем, что случается в городе. В их компетенцию входят и прорывы теплотрасс, и обрушение балконов, потолков, и затопление зданий. С первых шагов своих заключили договор с Московским гидрометеобюро. Предупреждения о неблагоприятных условиях - сильном ветре, обледенении, резком похолодании, тумане - поступают на стройки города в кратчайшие сроки.
Ну, а уж если что случилось, специалисты службы чрезвычайных ситуаций, независимо от выходных и времени суток, первыми выезжают на место, проводят обследование места происшествия, выясняют предварительную причину случившегося. Выводы делают на основе многих показателей, ведь приходится беседовать не только со строителями, но и с представителями административных округов, нередко - прокуратуры и милиции. Информация по горячим следам передается в офис, оттуда - руководству строительного комплекса Москвы. Как правило, почти все предварительные заключения о причинах происшествий, сделанные "чрезвычайщиками", полностью совпадают с выводами комиссии.
Еще одна сторона работы службы чрезвычайных ситуаций - профилактика. На один выезд по несчастным случаям приходится пять профилактических. Здесь уж проверяется все: и технология производства, и условия, в которых трудятся строители, и состояние грузоподъемных механизмов.
- Стараемся держать ситуацию под контролем, - рассказал руководитель службы Виктор Иванович Жигалкин, - но дается это нелегко. Предприятие наше еще очень молодое, нуждается в совершенствовании системы взаимодействия с городскими и строительными организациями, материально-технической базы службы. Но думаю, что это трудности роста. Надеемся, что в ближайшее время будет выпущено распоряжение руководства КАСРР, которое опредилит статус службы. По нашему мнению необходимо иметь передвижной оперативный штаб на базе микроавтобуса, который должен быть обеспечен информационным и телекоммуникационным оборудованием, включая видео-конференцсвязь для оперативного управления с места событий. Это позволит при работе на объекте оперативно передавать информацию, принимать решения не только работникам службы, но и руководству КАСРР, участвующим в расследовании и ликвидации последствий ЧС. Мы надеемся, что возможность приобрести и оборудовать такой передвижной оперативный штаб будет найдена. Главное, что наши знания, профессионализм и опыт востребованы городом, и мы его не подведем.
Дина Мясоедова
|