Открытое Акционерное Общество

                   ОАО ИНТУС - Информационные технологии, телекоммуникации, связь, управление информацией в строительстве       ОАО ИНТУС - Информационные технологии, телекоммуникации, связь, управление информацией в строительстве

   
БОЛЬШЕ 45 ЛЕТ
В УПРАВЛЕНИИ СТРОИТЕЛЬСТВОМ
МОСКВЫ




От управления информацией-
к управлению производством
 123001, Москва, Трехпрудный переулок, дом 4 Тел: (495)699-44-85 Факс: (495)699-47-78  

 

 Главная страница

 

 Новости строительства и реконструкции Москвы


 

О компании

 

 История

 

 Дипломы и награды

 

 Лицензии

 

 Заказчики и партнеры

 

 Вакансии

 

 Контакты

 

 Акционерам

 

 Архив публикаций в прессе


 

Виды деятельности

 

 Основные направления

 

 Разработки ОАО "ИНТУС"

Вернуться к списку публикаций

"Итоги работы "Системы регулирования, учета и контроля перемещения грунта на строительные объекты г. Москвы"
"Информационный бюллетень Мосгорэкспертизы" выпуск № 1 (3) июнь 2000 года

В целях оптимизации баланса грунта на строительных объектах, решения вопросов сохранения и целевого повторного использования грунта в интересах города, уменьшения затрат на транспортные перевозки и строительство, снижения транспортных нагрузок на городские магистрали и сокращения плеча перевозок, а также предотвращения передислокации грунта за пределы города распоряжением Мэра от 29.10.98 г. № 1085-РМ с 1 января 1999 г. введена “Система регулирования, учёта и контроля перемещения грунта на строительные объекты Москвы”. Функции головной организации возложены на ГУП “Информационные технологии, инжиниринг и связь”.

Итоги работы Системы за 1999 г.

1. Основная цель создания Системы - общегородское регулирование перемещения грунтов. Это позволило, вне зависимости от принадлежности объектов выемки-засыпки тем или иным Заказчикам, путём обезличенного обмена грунтом, сократить фактическое среднее плечо перевозки в сравнении со средним сметным по городу на 0,8 км, (см. схему ниже) что дало городу реальную экономию на перевозках чистого грунта с объекта и на вывозе грунтов на полигоны на 3,5 км. Общая экономия на перевозках за 1999 г. составила более 63,4 млн. руб. в текущих ценах.

Сокращение плеча перевозки грунта

За 1999 г. Системой выдано 2020 согласований по объектам городского строительства на общий объём грунта около 5984,8 тыс. м3, в т. ч.:

– грунтов, пригодных к вторичному использованию на строительных объектах и перемещённых на другие объекты 1377,9 тыс. м3 (около 23%);
- утилизировано грунтов 1820,5 тыс. м3 (более 30%);
- оставлено на объектах для вторичного использования более 2786,4 тыс. м3 (почти 46,6%).

Данные приведены без учёта объёмов земляных работ по строительству 3-го и 5-го транспортного кольца, а также работ по расширению транспортных магистралей. Объёмы заражённых грунтов даны без учёта вывоза иловых осадков бывших Люблинских полей аэрации.

Кроме того, по титульным спискам, без учёта объёма земляных работ согласовано 3087 объектов капитального ремонта городских инженерных сетей.

Баланс грунтов, полученных от экскавации

Действие Системы основано на принципах самоокупаемости. При этом каждый рубль, вложенный в Систему, принес 39,75 руб. экономии.

2. Перевозка грунта по представленным исполнителем Разрешениям (в которых указан объём и плечо перевозки, а также отметки каждой организации по объёмам вывезенного и завезённого грунта) позволяет Заказчику производить оплату за реально выполненную работу.

3. Полученная в ГУП ИТС статистика позволила впервые получить данные по объёмам производимых в городе земляных работ, реальным плечам фактических перевозок не только в среднем по городу, но и по административным округам. Данные по средним фактическим плечам перевозок из отчёта ГУП ИТС за 9 месяцев утверждены протоколом РМВК от 23.11.99 г. № 106, как базовые для включения в сметы при выпуске проектно-сметной документации. Следует заметить, что меняющиеся объёмы строительства и их географическое расположение на городской территории, наличие и отсутствие объектов с большими объёмами земляных работ и т.п. будут влиять на величину среднего плеча перевозок, как по округам, так и по городу в целом.

4. Создана интегрированная информационная сеть, объединяющая основных участников Системы, к числу которых относятся ГУП ИТС, Москомархитектура, Мосгосэкспертиза, ОАТИ, Мосгоргеотрест. Между ГУП ИТС и участниками Системы происходит межбазовый обмен информацией по согласованному регламенту и формату данных. В дальнейшем эта информационная сеть будет расширяться за счёт подключения других заинтересованных организаций.

5. Учёт фактора экономической заинтересованности исполнителей земляных работ.

ГУП ИТС при решении вопроса обмена грунтом между объектами строительства руководствуется в основном следующими критериями:

- график производства земляных работ на объекте, где происходит экскавация грунта и на объекте, где грунт требуется;

- геологические и экологические характеристики грунта;

- минимальное (из возможных) плечо перевозки.

Выпадает из общей схемы регулирования песчаный грунт. Организация, на объекте которой имеется чистый песчаный грунт, предпочитает использовать его на своих же объектах, если это предусмотрено сметой, экономя, таким образом, на закупках песка, добываемого в карьерах. Система (в лице ГУП ИТС) идёт навстречу хозяйствующим субъектам в этом вопросе.

В решении вопросов вывоза грунтов, непригодных к вторичному использованию на полигоны экономический фактор играет ещё большую роль. В первом полугодии 1999 г. ГУП ИТС ещё не имел достаточного опыта в работе с полигонами. Постепенно создавалась база данных по местам дислокации санкционированных полигонов, ценам за размещение, а также дополнительным условиям работы организаций (в основном больших трестов механизации) с некоторыми полигонами.

При решении вопроса о вывозе грунта на тот или иной полигон важнейшее значение имеет токсичность грунтов, которые принимаются полигонами “Саларьево”, “Хметьево” и “Икша”, находящимися в ведении МГУП “Промотходы” и МГУП “Экотехпром”. В этом случае грунты могут перевозиться как с севера на юг, так и в обратном направлении, причем фактор сокращения плеча перевозки не играет роли, так как грунты, имеющие специфичные характеристики, могут быть вывезены только на один из этих полигонов.

Другое дело нетоксичные насыпные грунты, содержащие значительные включения строительного мусора, сколов бетона, кирпича, осколков стекла, арматуры, щебня, а часто фрагментов старых фундаментов, которые не могут быть использованы для подсыпок на строительных объектах. Полигонов, принимающих подобного качества грунты в Московской области достаточно много. Основным критерием в предлагаемых ГУП ИТС вариантах является минимальное плечо перевозки. Обычно предлагается 2-3 полигона. Но цены за размещение грунтов (речь идёт об экологически чистых, нетоксичных грунтах) имеют значительный разброс. Нередко строительные организации выбирают более удалённый полигон, принимающий грунт по меньшей цене. Если расчётные данные по экономическим затратам на перевозку и размещение грунта оказываются в пользу более дальнего полигона, ГУП ИТС соглашается с предложенным вариантом.

Если трест механизации расплачивается с полигоном за размещение на нём грунта предоставлением (для работы полигона) своих технических средств, то предпочтительность размещения грунтов на этом полигоне также не вызывает сомнений.

Несмотря на вышеуказанные случаи, когда Оператор системы “Грунт” (ОСГ) принимает решение с учётом экономических интересов организаций (что приводит зачастую к увеличению плеча перевозок) фактические плечи перевозок всё-таки сокращаются. Этот фактор ещё раз подтверждает целесообразность существования Системы. В тоже время из контекста видно, что как строительный комплекс, так и каждый из заказчиков могут экономить не только на сокращении плеча перевозок, но и за счёт стоимости размещения на полигонах и экоплатежах.

6. Некоторые вопросы работы с загрязнёнными грунтами.

Первый этап внедрения Системы показал, что важнейшим направлением является решение одной из экологических задач города - удаление загрязнённых грунтов.

Удаление из города токсичных грунтов, оказывающих реальное негативное воздействие на здоровье населения, позволяет положительно влиять на экологическую ситуацию в городе, а также реализовать конституционные права граждан на обеспечение безопасной среды обитания, записанные в Конституции РФ и в законе РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Большинство развитых государств проводят целенаправленную работу в этом направлении, затрачивая огромные финансовые ресурсы на решение экологических проблем. Так в Берлине за послевоенные годы трижды обновлены грунты в городе, т.е. очищена территория от токсичных грунтов. Образование токсичных накоплений в грунтах предопределяется наличием промышленных предприятий, большого парка автомобильного транспорта, отходами жизнедеятельности населения и т.д.

За время работы Системы выявлен ряд проблем, которые нуждаются в отдельном анализе и выработке необходимых мероприятий.

Предварительные итоги показывают, что в течение 1999 г. из города на полигоны вывезено 1820,5 тыс.м3 грунта непригодного к вторичному использованию в строительных работах,

В том числе:

- 997,8 тыс. м3 нетоксичных насыпных грунтов;
– 822,7 тыс. м3 экологически грязных, токсичных грунтов.

Затраты на их размещение на полигонах составили соответственно:

Экологически          Экологически
грязные грунты        чистые грунты

- 59,9 млн. руб. за нетоксичные;
- 123,4 млн. руб. за токсичные.

С учётом экоплатежей затраты на вывоз только токсичных насыпных грунтов на полигоны составили в общей сложности около 545 млн. руб.

О последнем следует сказать особо. Если в создании насыпных грунтов в городе (культурного слоя) строительный комплекс своей деятельностью участвует непосредственно, то на повышение токсического загрязнения грунта влияет, как уже указывалось, работа автотранспорта, промышленных предприятий и т. д. Со всех этих организации, загрязняющих городскую территорию, взимаются экоплатежи для устранения экологических последствий их деятельности. Представляется целесообразным возмещать из экофондов денежные средства, затраченные строительным комплексом на улучшение экологического состояния города. В противном случае все эти затраты увеличивают стоимость строительства.

Изменение градостроительной политики в сторону увеличения объёмов строительства в застроенной части города, утилизация сносимых зданий пятиэтажного и ветхого жилищного фонда, реализация программы вывода предприятий, предполагающая рекультивацию их территорий – всё это повышает затраты строительного комплекса на решение городских экологических проблем. Как указывалось выше, окончательные выводы и предложения по работе с загрязнёнными грунтами можно будет сделать после подведения итогов работы Системы за 2000 г.

По результатам работы Системы можно сделать следующие выводы:

• Система регулирования, учёта и контроля перемещения грунта на строительные объекты Москвы, городу необходима.

• Созданная Система экономически эффективна.

• Целесообразно дальнейшее развитие Системы в части:

• организации взаимодействия Системы “Грунт” с системой утилизации строительных отходов и системой утилизации грунтов с учётом экологической политики в городе и области.

• создание систем реабилитации и рекультивации нарушенных земель в Московском регионе.

В.Е.Соловьев, генеральный директор ГУП "ИТС"
Т.И.Протопопова, руководитель комплекса "ОСГ" ГУП "ИТС"


Пользова-
телям Системы "Грунт"

__________________

Пробки на Яндекс.Картах






© ОАО "ИНТУС" 2000 - год